УМНЫЙ подход к внедрению технологий
Компания SMART предлагает разграничить понятия «использования» и «интеграции» технологий.
Разумеется, речь не идет о принятии неких строгих правил и стандартов: специалисты SMART лишь призывают правильно позиционировать образовательные решения, делая акцент не на самом факте использования современных технологий, а на их осмысленной интеграции. С переводом статьи, опубликованной в сообществе компании SMART, можно ознакомиться ниже. Приятного чтения!
«Расширение возможностей обучения – едва ли не самый разумный подход к применению современных технологий. Не секрет, что сейчас именно технологии обеспечивают открытость, прозрачность и доступность образования. Любой смартфон или планшет может служить олицетворением этих ценностей: воспроизведение видео, прослушивание музыки, чтение электронных книг, обмен информацией и даже онлайн игры – различные сочетания цветов, звуков и видеоряда позволяют нам обмениваться сообщениями и получать по-настоящему бесценный опыт.
В то же время, специалисты из Teachbytes смогли четко разграничить понятия использования и интеграции технологий, а также их влияния на сам процесс обучения. Именно на этом принципе, кстати, строятся модели вроде SAMR* – автоматизация и разграничение многих привычных процессов позволяют усовершенствовать существующие системы образования.
*Модель SAMR (Substitute/Замена, Augmentation/Дополнение, Modification/Изменение, Redefinition/Преобразование), предложенная Рубеном Р. Пуэнтедором, объясняет возможности внедрения современных технологий в преподавание дисциплин - прим. ред
Сама эта концепция, разумеется, не нова, но именно в приведенной здесь таблице разница между двумя этими подходами впервые сформулирована так четко. Простой пример:
Сергей Петрович дает студентам планшет и предлагает просто «нагуглить» нужные проекты.
Анатолий Иванович помогает студентам создавать их собственные проекты, поощряя желание работать в команде и делиться своими идеями с миром через Google Docs и другие схожие сервисы.
Приведенные в таблице утверждения, по сути, просто развивают эту мысль, но на один нюанс нам бы хотелось обратить особое внимание:
Использование технологий случайно, беспорядочно и часто «запаздывает».
Интеграция технологий всегда происходит по плану и направлена на достижение определенной цели.
К сожалению, говорить о необходимости осмысленного применения технологий и лично способствовать их правильной интеграции – не одно и то же. Впрочем, даже просто осознавать разницу между описанными выше способами передачи информации уже дорогого стоит. Для тех же, кто занимается образовательными технологиями профессионально, понимание этих тонкостей и вовсе бесценно!
И помните: признавать даже очевидные вещи порой так же важно, как видеть нюансы, которые кроме вас никто не замечает.»